Езда на велосипеде — простой способ добраться из точки А в точку Б в условиях города. Кроме практического смысла, велосипед — это целая культура досуга и активного отдыха. Непринужденная загородная прогулка, преодоление полосы препятствий или трюки в экстрим-парке — каждый вид катания приносит свою грань непередаваемых эмоций. Если вы ищете идеальный современный байк для любимого направления, важно отлично ориентироваться в большом разнообразии моделей и знать тонкости, от которых зависит личный комфорт. В этой статье мы раскроем самые распространенные критерии, по которым стоит выбирать велосипед, чтобы кататься с удовольствием.

Что стоит учесть перед покупкой велосипеда

  1. Стиль катания.Материал рамы.
  2. Размер рамы.Диаметр колес.
  3. Особенности тормозной системы.
  4. Наличие или отсутствие амортизации.
  5. Количество передач.
  6. Пределы бюджета.Типы велосипедовКаждая разновидность имеет свои задачи и свой уровень сопротивляемости среде для катания. Одни модели более крепкие, другие впечатляют маневренностью, третьи гарантируют быстрый разгон, четвертые имеют высокую адаптивность — определите для себя приоритеты и вы точно не пройдете мимо оптимального варианта. 

По предназначению велосипеды делятся на:

  • горные;
  • круизеры, или городские;
  • гибридные;
  • шоссейные;
  • трюковые;
  • электрические.

Чтобы оценить приспособленность каждого вида, давайте рассмотрим их подробнее.

1. Горные велосипеды

 

Наиболее универсальный разряд, удобный для асфальта, грунтовых дорожек, гор и другой пересеченной местности. Для них характерны высокая посадка, широкие покрышки на крупных колесах и амортизация различной степени сложности. Последняя бывает стандартная и двойная, когда кроме передней амортизационной вилки вибрацию гасит еще и задний амортизатор. Велосипеды с передней амортизацией называют хардтейлами, с двойной — двухподвесами.

2. Круизеры, или городские велосипеды

    

Практичное решение для велодорожек и неспешной езды по асфальтированным улицам. На них удобно кататься с естественной прямой посадкой, не пригибаясь низко к раме. Это позволяет высокий руль. Рамы городских велосипедов бывают самых разнообразных форм, в том числе и удобных для посадки в юбке или длинном пальто. Дополнительными удобствами выступают корзина, багажник, подножка или обязательные крепления под них.

3. Гибридные велосипеды

Промежуточное звено между горным и городским байком. Универсальная модель для тех, кто в будние дни игнорирует душный общественный транспорт, а выходные предпочитает проводить, колеся по грунтовым дорожкам парка. 

Конструкция в этом направлении предлагает сравнительно низкую посадку относительно городских велосипедов и утяжеленную раму относительно горных. Сниженная нагрузка и меньший риск пробить колесо позволяют использовать тонкие покрышки.

4. Шоссейные велосипеды

Подвид, который быстро развивает высокую скорость, двигаясь по прямой асфальтированной дороге. Позволяет непринужденно поддерживать заданный темп благодаря легкой аэродинамичной раме и узким колесам. За ненадобностью амортизация на такие модели не ставится.

5. Трюковые велосипеды

Легкий, сбалансированный и выносливый реквизит для экстремального спорта. По видам катания различают:

  • классический BMX для фристайла и трюков;
  • триал для полосы препятствий на бездорожье;
  • стрит для городского катания по асфальту;
  • дерт для земляных насыпей.

Их усиленные рамы и комплектующие созданы, чтобы нести вес спортсмена, выдерживая опасные прыжки.

6. Электровелосипеды

Класс велосипедов с электродвигателем, который подзаряжается, пока райдер крутит педали. Революционное изобретение, с помощью которого можно проехать дальше, быстрее и при этом не устать.

Двигатели не просто выполняют работу вместо человека, но и повышают эффективность тренировок в соответствии с выбранной программой. 

На электровелосипеде выравнивается нагрузка, когда нужно преодолевать резкие перепады высот. Если поставлена задача тренировать выносливость, езда на электробайке позволяет поддерживать оптимальную частоту пульса. 

Материал рамы

От материала зависит прочность, продуктивность и вес велосипеда. По этому критерию можно построить такую градацию от самых тяжелых рам к самым легким:

  • стальные;
  • алюминиевые;
  • карбоновые.

Стальные самые крепкие, они же и самые тяжелые. Алюминиевая рама, даже превышающая толщину стальной для прочности, окажется более легкой. Но лучшее соотношение прочности, оптимального веса, а также обтекаемости принадлежит карбоновым рамам, или рамам из углеродного волокна, которые эффективно противостоят повреждениям и легко чинятся благодаря волокнистой структуре материала.

Размер рамы

Для безопасности и нормальной управляемости важно, чтобы габариты велосипеда соответствовали росту владельца. Зная свой рост, при покупке велосипеда нужно свериться со специальной размерной сеткой, от конкретного производителя, велосипед которого вам понравился, или стандартной.

 

Размерная сетка — это удобно и просто, но также существуют некоторые тонкости, которые помогут пользоваться ей эффективнее:

  • у найнера (велосипеда с большими колесами 29 дюймов) рама должна быть на размер меньше рекомендуемой в таблице;
  • у рам больших размеров встречаются утолщенные стенки, чтобы конструкция выдержала  вес владельца с большим ростом;
  • когда рост попадает на границу размеров, для прогулочной езды лучше брать меньший размер, а для скоростной — больший;
  • если у велосипедиста значительный лишний вес, рама должна быть прочнее, а не больше необходимой для его роста;
  • рама с размером меньше рекомендованного по росту нужна при агрессивном стиле катания, для неторопливых прогулок по ровным дорожкам и пожилым людям.

Рама подбирается, как размер одежды. И если ее высота корректируется при помощи подседельного штыря, то длина остается неизменной, поэтому так важно внимательно отнестись к выбору размера. 

 

Размер колес

Этот показатель определяет проходимость байка.

На сегодняшний день самым востребованным диаметром колес для горных велосипедов остается 27,5 дюймов, удобный для среднего роста около 175 см. Более высоким людям предлагают пересесть на 29 дюймов, удобные для пересеченной местности. Более низким — на 26 дюймов.

У городских велосипедов часто встречается стандартный диаметр 28 дюймов. 

Колеса размером 23-25 дюймов — детские или подростковые.

Тормозная система

Тормоза бывают дисковые и ободные (V-образные).

Дисковые — сложный тормозной механизм, срабатывающий от энергии нажатия на пусковой рычаг. Из-за кропотливости процесса сборки и установки им трудно оставаться качественными на бюджетных велосипедах. Отличаются моментальной реакцией и удобством для легкой руки.

Поэтому если есть необходимость присмотреть байк в эконом-сегменте, лучше обратить внимание на модели с механическими ободными тормозами, которые, если и не срабатывают за доли секунды, то обязательно остаются надежными и долговечными благодаря простому принципу действия и пригодности к быстрой починке в любых условиях.

 

Амортизация

Вилка, гасящая вибрацию, состоит из пружины и амортизационного демпфера, который сдерживает отскок пружины. 

Пружина бывает металлическая и воздушная, когда воздух содержится в специальной камере под давлением. 

С металлической пружиной велосипед будет более дешевым и простым для сервиса. Она справляется с большой силой удара и чутко реагирует на препятствия, однако утяжеляет конструкцию и слабо настраивается под вес велосипедиста.

Работу воздушной, наоборот, можно идеально адаптировать под индивидуальные параметры. Она легкая, но с ней для начального сдвига вилки требуется большее усилие. Также к недостаткам воздушной пружины относятся стоимость и плохая совместимость с морозной погодой.

Демпферы бывают трех типов:

  • квази-демпферы, или отсутствующие;
  • элатомерные;
  • масляные.

При квази-демпфере отскок пружины компенсируется силой трения. Такой подход удобен на городских и шоссейных моделях.

Эластомерный представляет собой пластичный кусок резины, вставленный в пружину для сопротивления. Эффективен для пересеченной местности, но не в морозы.

Масляный демпфер самый плавный и чувствительный к настройкам.

 

Скоростные режимы

Трансмиссия отвечает за переключение скоростей в движении. Специальный механизм перебрасывает цепь на шестеренку нужного размера, чтобы оптимизировать усилие для езды в гору, катания по песку или разгона по прямой. Большой выбор скоростей характерен для горных велосипедов, которым приходится преодолевать разнообразные препятствия.

Трансмиссию велосипеда для любительского катания характеризуют:

  • интуитивная понятность управления;
  • сбалансированное натяжение, которое защищает цепь от слетания;
  • точность в работе: управляющая трещетка перемещается на одно деление — цепь перекладывается на одну звездочку.

Какое количество скоростей нужно велосипедисту — вопрос индивидуальный. Все определяют физическая подготовка и опыт катания в разных условиях.

Добротность трансмиссии зависит от производителя. Это важное оборудование, которое определяет уровень комфорта во время езды.

Бюджет покупки

Хороший велосипед — не обязательно самый дорогой, но все же не стоит ждать высокого качества и выносливости от ценника ниже 400$. И пусть вас не пугает это наблюдение, оно вовсе не значит, что, имея небольшие сбережения, о мечте можно забыть. В пределах 400-1000$ вы вполне найдете комфортные характеристики для повседневного катания в любимом стиле без тяжелых испытаний и дополнительных нагрузок. 

Колебания в цене зависят от количества и сложности навесного оборудования. Например, масляные и воздушные демпферы с дополнительными настройками для амортизации помогают велосипеду лучше адаптироваться к препятствиям, но прибавляют общую стоимость конструкции.

Комплектующие премиум-класса также заставляют бюджет расти. Но всем ли они нужны? Обычно высоким сегментом интересуются профессиональные спортсмены, которые находятся в жесткой конкуренции между собой. Если вы не принадлежите к их числу, можно смело снизить требования, чтобы не переплачивать за нефункциональные элементы. 

Цена — часто решающий фактор для выбора в пользу определенной модели. Но когда вы точно знаете, какой велосипед вам нужен, даже скромные возможности не помешают сделать лучшую покупку в жизни.

Удобный велосипед для бездорожья и городских прогулок — вклад в собственное здоровье, качественный отдых и отличное настроение. Какой бы стиль катания ни стал для вас любимым, ориентируйтесь на индивидуальную ростовку, назначение модели, практичность и комфорт. И тогда железный конь станет верным союзником для любых приключений!